Подозрительные лица

Аудиторы предложили ведомствам модифицировать критерии при проверках клиентов

Аудиторы попросили Росфинмониторинг и Казначейство изменить критерии и признаки подозрительных операций, о которых докладывают в рамках аудиторских проверок клиентов. Сейчас они отслеживают более 150 факторов, нередко по формальным признакам, о которых сообщают надзорным ведомствам. По словам экспертов, модификация подхода позволит снизить нагрузку как на Росфинмониторинг, так и на участников рынка. Впрочем, в этом случае аудиторам будет сложнее доказать свою позицию в спорных ситуациях.

Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экран


                Подозрительные лица


                Подозрительные лица

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Как рассказали два источника “Ъ” на рынке аудита, в начале октября на совместном заседании совета Казначейства РФ по внешнему контролю деятельности и Росфинмониторига (РФМ) аудиторы обсудили регулирование проверок клиентов в рамках закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ, 115-ФЗ).

По словам собеседника “Ъ” в крупной аудиторской компании, представитель РФМ указал на большой поток уведомлений о формально подозрительных операциях клиентов. Ведомство предложило аудиторам анализировать необычную активность и отправлять сообщения только в случае выявления реальных нарушений 115-ФЗ, отметил он.

Согласно действующим правилам Росфинмониторинга, на аудиторов возложены обязанности применять дополнительные критерии необычных сделок и уведомлять ведомство при «бумажном» совпадении характера операции с критериями и признаками, говорит собеседник “Ъ”. По словам источника “Ъ” в крупной аудиторской компании, клиентов проверяют по более чем 150 критериям. В Казначействе и Росфинмониторинге не ответили на запрос “Ъ”.

Нынешние критерии действуют более четырех лет. Однако аудиторы ощутили ужесточение проверок Казначейства с начала 2025 года, когда появились четкие регламенты и отдельные проверки по 115-ФЗ, поясняет владелец группы компаний «Счетовод» Юлия Мазеина. В результате число сообщений о сомнительных сделках в РФМ увеличилось в несколько раз, отмечает гендиректор «Универс-Аудита» Дмитрий Лимаренко. За год Казначейство проводит более полутора сотен проверок (см “Ъ” от 3 июня).

Читайте также:  Reuters рассказал, как Венесуэла может ответить на вторжение США

Вместе с тем особенностью работы аудиторских организаций является работа с исторической информацией. «В отличие от кредитных организаций, которые должны в моменте распознать операцию и сообщить о ней в уполномоченный орган, аудиторские организации выявляют подозрительные операции или сделки спустя несколько месяцев или даже лет»,— отмечает ведущий юрисконсульт «КСК Групп» Ирина Михеева. Например, есть критерий «необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент» или «настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными средствами». «Но откуда это знать аудитору спустя время после операции?» — отмечает госпожа Михеева. Кроме того, в ситуации кэш-пулинга (расчеты в группе компаний через счет в одной организации) и беспроцентных займов между компаниями группы РФМ получит массу уведомлений, которые никак не помогут выявлять риски ПОД/ФТ, указывает гендиректор компании «Эксперт Бизнес-решения» Павел Митрофанов. Другой пример — необходимость сообщения в РФМ в рамках каждого контракта, а не в привязке к клиенту. «Например, если при аудите за 2023 год по контракту Х аудитор выявил и отправил уведомления, то ему придется повторно отправить их при аудите той же компании за 2024 год»,— отмечает эксперт.

В связи с этим аудиторы предложили уточнить признаки подозрительных операций, чтобы они были менее расплывчатые и нормальные операции не попадали в число подозрительных, говорит собеседник “Ъ” в крупной аудиторской компании.

Кроме того, они попросили сократить число типологий и критериев, что должно привести к более результативным проверкам. Нагрузка на участников рынка снизится, аудиторы смогут провести более качественный и подробный анализ клиента, отмечает партер Б1 Игорь Буян. По оценке Юлии Мазеиной, сейчас проверка на соответствие критериям 115-ФЗ может занимать 20–40% от общего времени проекта, тогда как изменение подхода позволит сократить время на компоненту ПОД/ФТ в 2–3 раза. Таким образом, аудиторы будут уведомлять Росфинмониторинг только в конкретных случаях на основании профессионального суждения и оценки, говорит Игорь Буян.

Читайте также:  Песков рассказал об ответе РФ на попытку Киева атаковать Кремль

ЦБ счел уровень защищенности аудиторских организаций недостаточным

Однако юристы указывают на риски, возникающие при таком подходе. Контроль государства за финансовой безопасностью и прозрачностью финансовой информации постоянно возрастает. В связи с этим внимание со стороны государства на то, насколько корректно выполняют аудиторы свои функции и обязанности по законодательству, включая корректность выполнения обязательств по 115-ФЗ, будет только увеличиваться, отмечает старший юрист налоговой практики «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Дина Айдаева. С учетом этой тенденции работа по новым менее формальным правилам может привести к тому, что аудиторам будет труднее доказать достоверность своего суждения в случае ошибки, считает она.

Юлия Пославская

Источник